DESIGNER - для тех, кто делает сайты
 
поиск
 
статьи
баннерная реклама
веб-дизайн
графика
домены
инвентарь
менеджмент
навигация
проектирование
подкастинг
поисковые машины
почтовые рассылки
раскрутка
хостинг
css
flash
html
perl
php
usability
рассылка
Cтатьи о веб-дизайне, раскрутке, usability, графике и т.д.
Content.Mail.Ru
орфография
Если вы нашли любую орфографическую ошибку, то выделите её и нажмите Ctrl+Enter на клавиатуре.
 
 
 
 
статьи / графика  

Физиологические основы восприятия

Человеческий мозг обладает определенными особенностями восприятия окружающей нас действительности, которые необходимо помнить при создании творческих работ (разумеется, если вы хотите адекватной реакции от зрителя). Превосходя по своим возможностям современные компьютеры, мозг отличается от них тем, что имеет склонность концентрировать внимание на определенных объектах и исключать из внимания не интересующие его. Эта склонность подчиняется определенным закономерностям, не знать которые и не использовать в своих страничках для привлечения внимания было бы просто глупо.

Реакция на опасность

В процессе эволюции человеческий мозг в целях самосохранения выработал определенные реакции (на уровне подсознания) на различные виды объектов, и при наличии некоторых факторов объект вызывает реакцию отторжения. То есть неправильно расставив акценты на своей страничке или рекламе, вы можете вызвать совершенно противоположное впечатление.

  

Размер

Большие объекты (и псевдоувеличенные) острее воспринимаются, но чем сильнее реакция на объект - тем сильнее отторжение. Щит наружной рекламы на магистрали воспринимается более спокойно (расстояние, скорость, состояние защищенности в автомобиле). И тот же щит на пешеходной дорожке может просто подавить зрителя своими размерами и огромными цветовыми пятнами.

Цвет

В определенных пропорциях цвет способен создавать настроение и привлекать внимание, но при нарушении этих соотношений в сторону увеличения может восприниматься как опасность и вызывать реакцию недоверия.

Естественность и уместность

Любой объект или изображение может быть естественным в одной ситуации и неуместным в другой. Изображение коровы в рекламе на улицах большого города привлечет внимание, но подсознательно из-за своей неестественности вызовет недоверие. Картинка с телевизором на загородной трассе вызовет только смех.

Выделение объекта из среды

Среди однородных объектов внимание концентрируется на тот объект, который отличается какими-то качествами. Одна черная корова среди стада рыжих, большое объявление на полосе газеты среди маленьких, цветное изображение среди черно-белых и наоборот. Один и тот же щит наружной рекламы зимой и летом воспринимается по-разному за счет окружения.

  

Как это положительно можно использовать на практике? Выделяйте то, что вам кажется главным.

Угол зрения

Глаз обладает определенным углом зрения, что обеспечивает поле благоприятного восприятия. Максимальный угол восприятия глаза 57 градусов, оптимальный - 35-40 градусов. Эти данные позволяют вычислять наиболее благоприятные размеры рекламы на различных расстояниях. Если экран находится на расстоянии в среднем 35-40 см от глаз, то оптимальный размер изображения составляет 15 - 18 см по высоте и 10-14см по ширине (учтены особенности бинокулярного зрения). Надеюсь, вы не восприняли это как совет делать ВСЕ картинки такого размера.

Фокусировка взгляда

Как продолжение предыдущего абзаца. Важен не только благоприятный размер, но и определенное размещение особо важных элементов в композиции. Наш взгляд концентрирует внимание на достаточно небольшой зоне, а остальную, ближе к краям как бы размывает. На самом деле мозг просто отметает эту информацию. Скажем, у людей с тренированным взглядом боковое зрение развито иногда очень сильно.

Пренебрегать данной особенностью при построении ваших композиций (страниц) было бы глупо. Как это выглядит на практике?

Вы разместили на вашей странице большое количество анимированных изображений, блинков и бегущих строк, каждое из которых активно привлекает внимание, потому-что шевелится. Мозг инстинктивно направляет внимание на нее, потому как природа заложила в него приоритет движущихся предметов и изображений перед статичными в целях самосохранения индивиума. Но соседний объект так же активно требует внимания, ну и остальные тоже. В результате мозг зрителя в растерянности - на что же ему таки смотреть в первую очередь. Подсознательно возникает реакция тревоги и отторжения.

Психологическое восприятие цвета

Сетчатка глаза имеет так называемые палочки и колбочки, при этом палочки отвечают за восприятие тона, а колбочки - за восприятие цвета. У разных людей соотношение палочек и колбочек различно, поэтому и воспритие совершенно различно. Одни люди больше воспринимают цвет, а другие - форму. Но однозначно определено, что у мужчин преобладают палочки, а у женщин - колбочки. Из этого следует, что в дизайне для женщин больше имеет значение цвет, а следовательно - настроение, а для мужчин - форма, а значит и содержание. Можете проверить себя на этих двух картинках. Какая вам ближе к сердцу (ну какую вы повесили бы на стену...)?

 

Каждый цвет имеет свой тон, т.е. определенную степень светлоты. И поэтому любую форму можно построить цветом определенного тона. Если на экране телевизора или компьютера цвета имеют свой свет, то в печатной или щитовой рекламе они светят отраженным светом, а это накладывает определенные свойства - рефлексы, гамму окружающей среды, отражающие свойства материала, на котором изготовлена реклама, и многое другое. Один и тот же плакат в помещении с освещением от обычной лампы имеет желтоватый тон, а на улице - холодный синеватый. Эти особенности следует так же учитывать при съемке видеокамерой. Не зря профессионалы даже в солнечный день освещают модель дополнительными софитами с лампами определенного спектра свечения.

  

Такие же особенности имеет изображение при полиграфических работах. Избыток или неверный тон определенной краски изменяет изображение в ту или иную сторону.

Основными цветами при построении любой гаммы или палитры являются красный, желтый и синий. Смешением этих трех цветов можно получить любой другой цвет или оттенок. Производными называются цвета, полученные в результате смешения двух соседних основных цветов. Красный и желтый дают оранжевый, желтый и синий дают зеленый, синий и красный дают фиолетовый.

Дополнительными называются цвета, по этой схеме находящиеся друг против друга. Каждый основной цвет имеет дополнительный производный. Красный - зеленый, синий - оранжевый, желтый - фиолетовый. Эта информация важна при композиционном построении рекламы при выборе цветовых акцентов, при учете психовоспиятия рекламы и создания требующегося настроения.

Если вы долго будете смотреть на зеленый квадрат, а потом закроете глаза - у вас в голове будет мерцать красно-розовый квадрат, ибо колбочки, связанные с зеленым цветом утомлены и временно не работают.

Умело используя комбинации производных и дополнительных цветов, можно добиться необходимого эффекта.

Виктор Вязьминов
http://www.mrdesign.krasline.ru/

« Назад

 
вверх
При использовании любых материалов с сайта необходима ссылка на http://designer.kulichki.net/, как источник.
Copyright© 2001—2006
Основано 28.04.2001г.
Сергей Никитин
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru