Цвет как факт
Продолжим наши беседы о тоне и цвете
Итак, как я и обещал - цветовые круги (не под глазами :o)... Первый кружочек
я нарисовал сам - это примерная модель, как ее видят художники, натурально работающие
кистями и красками... То есть, о чем я и говорил - красный
против зеленого, желтый против фиолетового, синий - против оранжевого. А вторую
модель я нашел в Corel - и сразу «просек»... это же RGB. Если масляными красками
для получения зеленого я должен смешать желтый и синий, то на экране монитора
нет основного желтого, а есть зеленая пушка с электрончиками, попадающими на маску
экрана в отведенные им дырочки и т.д. Не буду хвалиться, что я до конца понимаю,
как образуется цвет на мониторе... И поэтому постараюсь в этом аспекте темы цвета
касаться как можно меньше...
Так вот на втором кружочке, как и положено на цветных мониторах, триаду составляют
зеленый, красный и синий. И для людей с классическим художественным образованием
подобная палитра «имеет быть большой проблемой»... Без привычки, конечно... Хотя,
по-правильному, в нашем случае об живописных палитрах мы забудем, а будем рассматривать
только то, что применимо к компьютеру.
Итак, поумничаем маленько...
Цветоощущение - воздействие света на рецепторы сетчатки глаза, затем автоматическая
интерпертация мозгом длины волны, разницу в которых мы и ощущаем как оттенки цвета.
Для нормальной интерпретации цвета нужен определенный уровень яркости объекта...
То есть в сумерках мы больше ощущаем свет как тон, и почти не ощущаем как цвет.
Чтобы еще больше все запутать, скажу - то, что мы видим как цвет, ощущаем как
цвет, отраженный от предметов свет с определенным спектральным набором. Что есть
красный кубик при ярком солнечном освещении? Это предмет, который поглощает все
уровни спектра, за исключением красного. Так вот, вот этот отраженный красный
мы и видим. Это из школьной программы по физике. Как видите, я ее в школе учил
так же плохо, как и вы.
Реально на экране монитора, и на странице красивого журнала мы видим мозаики
из цветных точек, но наши глаза и мозг имеют склонность к обобщению и смешиванию
, и посему мозаики превращаются в красивые картинки.
Разница между журналом и экраном
RGB
Если Вы посмотрите на экран монитора через увеличительное стекло, то обратите
внимание, что использованы только три цвета (там три эти самые электронные пушки
с хитрыми отклоняющими системами, когда электрончик летит куда надо, в нужную
ему дырочку...Эти три цвета, Красный (R),
Зеленый (G), и Синий (B),
так умело объединяются, что в результате мы видим хорошее цветное изображение.
Этот метод назван RGB. RGB - три основных цвета света. Черный цвет в таком случае
получается, если ни одна из трех цветных составляющих не задействована.
CMYK
Если Вы взглянете все с тем же увеличительным стеклом на картинку из красивого
журнала, то увидите комбинации из четырех цветов Циан (C),
Фуксин (M - такая буква потому, что
по английски это звучит как magenta), Желтый (Y),
и Черный (K). Особенно эти комбинации впечатляют, если потереться
носом о фотообои... В отличие от RGB (черный нулевой экран) базой
в CMYK является белая бумага.
|
|
RGB
|
CMYK
|
Хотя мой EPSON умудряется в режиме RGB печатать цветные картинки, используя
три краски. К сожалению, черного цвета он достигает путем выливания максимально
возможного количества чернил всех трех цветов в минимальное пространство на спецбумаге.
На простой финской достичь черного цвета не удается вообще... (ну если не поставить
одноцветную головку с черными чернилами). Ну это все больше к области технологии.
Давайте все таки вырулим обратно к эмоционально-образному аспекту воздействия
цвета.
Да, еще... если монитор светит вам в глаза целомудренной чистотой цвета своих
пушечек и ячеечек с люминофором, то журнал «светит» отраженным светом от бумаги
сквозь и около тех самых цветных точечек типографской краски. Поэтому цвет на
мониторе куда как ярче и чище, чем цвет в самом крутом цветном журнале.
И еще... (все время что-нибудь забываю). Что такое PANTONE? И для чего
они надо?
Вы все видели чудные цветные таблицы с номерами, имеющиеся практически во всех
графических пакетах (за исключением разве PaintBrush :o) Для чего они, и как ими
пользоваться?
На
самом деле дизайнеры используют не эти электронные таблички, а их аналоги на бумаге,
выпускаемые этими фирмами (например, PANTONE, INC). Все дело в том, что каждый
дизайнер может настроить монитор как ему вздумается,
и даже калибровка потом не всегда помогает. Выбрав цвет для буклета в электронном
каталоге, он с удивлением отмечает, что все цвета при печати на хорошей бумаге
в самой дорогой и престижной типографии перевраны, а буклет если и не испорчен
окончательно, то замысел все равно к чертям...
Обжегшись на молоке, в следующий раз он достает такие PANTONE в печатном исполнении
(где их можно достать - в Москве, наверное... были бы деньги :o), выбирает цвет
на бумаге, а потом вносит его в свою верстку. И хотя на экране цвет выглядит немного
иначе, зато есть гарантия, что в печатном издании он будет очень близок к задуманному.
Подобная канитель с цветом произошла со мной при использовании значка MSP для
сайта MaxSoft. Я весьма скептически
отнесся к нежно-голубому цвету (дескать, облака-то забыли...), но в CMYK он мне
понравился значительно больше. Когда же я увидел фирменную документацию по этому
значку на бумаге от Microsoft, то понял, что цвет великолепен, подобран изумительно,
а две экранные картинки (да еще в GIFе) далеки от печатного оригинала (по цвету).
|
|
RGB
|
CMYK
|
Цветовые ассоциативные и эмоциональные модели
Вот мы уже рядом с главной мыслью этой статьи. Если тон - это форма, то цвет
- это эмоции и настроение. Вы можете взбодрить зрителя, навеять на него осеннее
или весеннее настроение, или наоборот, вогнать в смертную тоску (и не только контентом,
но и цветом сайта!!!). Так уж повелось в наших головах, что мы все время что-то
с чем-то сравниваем (ассоциируем, сопоставляем). Светло-серый цвет у нас называется
серебряным, темно-серый с оттенками - «мокрый асфальт», грязно-белый - «белая
ночь». «Коррида» - и мы сразу представляем алый, но особого оттенка. В ход идут
названия напитков - «кофейный», «шоколадный», «молочный». Не брезгуем и названиями
фруктов - «оливковый», «вишневый». Идет в ход все, с чем можно сравнить необычный
оттенок. Ну и примеры.
«Престижные», золото, серебро, темно-серый, черный. Их задача - передать солидность,
уверенность, стабильность и высокую стоимость.
«Пастельные», нежные бежевые, розовые, голубоватые... Женственные, мягкие,
расслабляющие...
«Здоровые», из американской психологии... Чистота, здоровье, уверенность, семья....
(соя, кукуруза :o)
«Природные», близкие к естественным органическим, природным компонентам...
Как вариант использования цвета - «Растяжки»... Обычно тональные оттенки одного
цвета, и как акцент - более активный цвет.
В следующий раз поговорим о цвете с практической точки зрения - как применить,
как пользоваться...
Виктор Вязьминов
http://www.mrdesign.krasline.ru/
« Назад
|